Онлайн платеж электронными деньгами
**Читайте печатную прессу Абхазии на нашем сайте! Перейти к чтению...>>> *** Реклама на портале АИААИРА - Ваш ключ к Успеху ! Узнать больше...>>> ***
ikea_gif.gif
01.png02.png03.png

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ






Загрузка...


Турецкие сладости. Нет, не из Турции, они производятся в Абхазии

Турецкие сладости. Нет, не из Турции, они производятся в Абхазии
5 Августа 2017
На конкурс Союза журналистов Абхазии и Госкомитета по репатриации Республики Абхазия.

Нет, не все турецкие сладости здесь производятся. Но производится самая восточная сладость с экзотическим названием – рахат-лукум. Причем различных вкусов, с добавлением ароматизаторов из фруктов, бахчевых, трав – киви, лимона, апельсина, дыни, мяты и т.д., а также ореха-фундука, фисташек, арахиса, миндаля, кунжута, кокоса, какао, сливок. И еще одна разновидность восточных сладостей производится на фирме – белый рулет с шоколадом. А фирма называется – «Пилиа». Почему? Узнаете дальше.

Рахат-лукум производится в разных восточных странах, и не только, но нас интересует сейчас турецкий вариант, поэтому я заглянула в словарь, чтобы узнать и вам рассказать, что означает рахат-лукум по-турецки. Оказывается, раха(т) – удовольствие, или комфорт, удобство, счастье; и локом – кусочки (множественное число) от локма – кусочек. Если обобщить, то получится «кусочки счастья». Есть и арабские, и иные восточные значения слов, они близки друг другу и турецкому языку.

Организовал производство «кусочков счастья» в Абхазии репатриант из Турции Щамси Фаикович Пилиа (Чокщен Кемаллетин – так звучит его имя на турецком языке). Фамилию Пилиа индивидуальный предприниматель вынес на коробку, в которой пакуется рахат-лукум. Рулеты с шоколадом фасуются в той же упаковке. Коробки Щамси привозит из Турции, где они и производятся со всеми рисунками и информацией о продукте, в них фасуемом. На месте производить паковочные коробки пока не получается – качество не устраивает: не те краски, не тот глянец – а было бы дешевле. Это сказалось бы и на цене содержимого коробок. И все же рахат-лукум из-за производства на месте заметно подешевел и из-за лучшего качества вытеснил с прилавков абхазских магазинов эту турецкую сладость.

Из Турции привозятся также ароматизаторы и пищевые краски, но, кстати, германского производства, арахис, орех-фундук. В нашем фундуке недостаточно жирности, говорит Щамси, он больше подходит не для рахат-лукума, а для конфет. А все остальное, например, крахмал, сахар, вода и т.д. – местное. Местные и сотрудники цеха – заместитель Щамси Вахтанг Дзидзигури, мастер производства и продавец сладостей Анри Агрба и еще четыре мастера, которых рахатно-лукумному делу обучили на месте.

Цех по производству сладостей расположен в двухэтажном помещении, оно арендное. Производством пока занят только первый этаж. Здесь расположились полки с ароматизаторами и красителями, орехами и т.д., варочно-смесительный аппарат, пара больших столов, где раскатываются из готовой массы рулеты. А рахат-лукум после варки заливается в формовочные лотки, а потом разрезается на кусочки на резальном станке. Здесь же разрезаются и рулеты. Рахат-лукум затем посыпается сахарной пудрой и стружками кокоса. В холодильнике хранить его, кстати, нельзя, так как сахарная пудра сыреет. Рулеты, они на белой основе, начиняются и посыпаются шоколадом.

Продукцию фирмы «Пилиа» поставляют в сухумские магазины на проспекте Мира и на набережной, а также в магазин рядом с самим производством на улице Беслана Джелия. Поставляют её в Цандрыпш, там Щамси имеет собственный магазин восточных сладостей (здесь помимо своей продукции реализует и турецкие), в Гагру и Новый Афон, где есть специализированные магазины турецких сладостей, а также поставляют в кондитерские отделы обычных магазинов и в магазин по дороге на озеро Рица. Вывозили небольшими партиями свою продукцию и на российский рынок, но завоевать его, конечно же, трудно, так как он уже заполнен продукцией других стран. Сама Турция на Европу, например, работает давно и массово. Да и в Абхазии рынок конкурентный. Рахат-лукум сюда завозят из России и Грузии. Правда, производители из фирмы «Пилиа» утверждают, что их сладость качественней, так как она натуральная на все сто процентов. «Наш лукум из сахара, а в Турции из глюкозы, в которой содержится меньше сахарозы. Сахароза полезна организму. И сахарный сироп у нас делается с фруктовыми наполнителями», – говорит один из них.

Щамси Фаикович Пилия и Вахтанг Баджгович Дзидзигури (о нём расскажу ниже) выражают благодарность сотрудникам Госстандарта Республики Абхазия за то, что они помогли им оформить технологическую документацию. Фирма теперь имеет необходимый сертификат, она сделала все необходимые анализы в лаборатории в Сочи.

Удивительно, но рахат-лукум местные люди покупают мало, его берут в основном отдыхающие, и они ценят именно турецко-абхазскую продукцию. А ведь рахат-лукум очень ценится на Востоке, его как самый изысканный продукт преподносили, оказывается, девушке во время сватовства.

Планируют в «Пилиа», которому три года со дня создания, начать производство и других восточных сладостей, например, такую не менее восточную сладость, как халва. Хотят выпускать различные варенья. Но пока на всё это не хватает средств.

Любое производство вначале рождается в мыслях, потом мысли материализуются. Хотя не сразу. Когда Щамси Пилиа в 2008 году приехал в Абхазию, он открыл столовую в этом же арендованном помещении на улице Б.Джелия. Потом через два года уехал обратно в Турцию, но тут же вернулся – с сыном, несколькими племянниками и их семьями, с племянницей. Они все здесь уже трудоустроились, кроме сына, в основном в торговле, в магазинах турецких сладостей, что облегчает реализацию продукции.

Но Щамси в Турции никогда не занимался производством или реализацией восточных сладостей. Он был ресторатором, с детства вовлечен в бизнес. Когда в Абхазии задумал свое «сладкое дело», ему понадобился специалист. Стал искать, расспрашивать людей и вышел на Вахтанга Дзидзигури, который подходил ему, как говорится, по всем статьям. Дзидзигури окончил Московский всесоюзный институт пищевой промышленности, по специальности кондитер и как раз специализировался по восточным сладостям, когда-то запускал Сухумскую кондитерскую фабрику, в которой (многие помнят эту фабрику) выпускался и рахат-лукум в маленьких коробочках, да чего только там не выпускалось… Когда Щамси попросил помочь наладить производство, Вахтанг не смог отказать ему – и поддержать репатрианта хотелось, и к родному делу вернуться. Вахтанг подходил и по «языковому» признаку – он владеет абхазским и русским, а Щамси только абхазским и турецким. Так что языком общения у них стал абхазский, ну а русский необходим при организации и ведении производства. Так они в содружестве и работают, почти как братья.

И оба мечтают расширить производство, составили бизнес-план по увеличению ассортимента восточных сладостей, чтобы получить кредит. Кредит обещали почти на всех уровнях правительства, а в банке, говорят они, им отказали.

Щамси Пилиа, приехав в Абхазию, ничего для себя лично не попросил – ни квартиры, ни дома готового, ни земли. Наоборот, ему всё это в Комитете по репатриации Республики Абхазия предлагали, но он отказался, живет у брата. Свое производство наладил на собственные деньги, но они оказались не бесконечными. Живя в Абхазии, сталкивается с характерными для всех нас трудностями и проблемами – почти неразрешимыми. И невольно сравнивает их с тем, как такие же трудности и проблемы решаются в Турции, в Германии, в которой прожил 20 лет. Но не будем об этих странах. Поговорим о своей…

Я говорила с Щамси в течение нескольких часов. Целая философская речь текла из его уст эмоционально, патриотично, заинтересованно. И всю её не могу сейчас пересказать, но есть моменты, которые просто не обойти. Тезисно вот его, Щамси, слова: мы же не у турков научились своим традициям, это наши предки из Абхазии их с собой увезли, но их я сейчас здесь не вижу. Молодые вместе со старшими за столом сидят и вместе пьют, курят. Если старшие говорят что попало при молодых, то и молодые при старших то же самое говорят, я вижу это здесь. Взрослые мужчины даже при молодых девушках позволяют себе пошлости говорить. Это же не воспитание, не примерное поведение… Здесь часто задают вопрос о том, почему абхазы не возвращаются массово на свою Родину. Сегодня в Турции нет абхазов без земли и дома, они их могут продать и приехать, но ведь человек не поедет в ту страну, «где не может сберечь свое состояние и свою жизнь». (Последние заковыченные мной слова, как сказал Щамси, принадлежат Леониду Дзапшба, – находясь в Турции накануне президентских выборов, на которых он баллотировался, отвечал на вопросы представителей диаспоры. И они задали вопрос, как думает о том, почему не все рвутся на историческую землю. Он подумал и сказал эти слова.) Здесь моему родственнику из-за компьютера разбили голову. И все ужасные преступления совершают не русские, не армяне, а абхазы. Вор-абхаз в Турции отсутствует, я такого не знаю, такой жить среди нас там не будет. Старших без молодежи не бывает, и, наоборот, без старших молодежи трудно взрослеть, становиться на ноги. Но чтобы иметь право на воспитание, старший должен быть человеком без нареканий, без черных страниц в своей биографии (аэ8ныщъа имамзароуп).

Естественно, что не всё и не всех видит в черном цвете Щамси. С большой теплотой он вспоминал, например, уже ушедшего из жизни Заура Ардзинба, который забеспокоился, когда репатриант через два года уехал обратно в Турцию, звонил и просил вернуться, даже послал ему деньги на дорогу в Абхазию. Тепло говорил и о другом бывшем сотруднике Абхазского морского пароходства Руслане Таркил. Родным стал, как уже отметила, Вахтанг Дзидзигури. И таких немало.

…Этот сухой, подтянутый и не очень юный абхазец Щамси, когда я пришла в цех, раскатывал с другими работниками основу для сладостей – для «кусочков счастья» – и не отрывался от дела, иначе основа бы остыла. Только когда закончил свое дело, подсел к нам с Вахтангом, с которым я уже разговаривала. Такое отношение к производству, где он не «начальствует», а работает со всеми наравне, меня тронуло.

Пускай сладкие «кусочки счастья», которые производят в «Пилиа» Щамси и его сподвижники, перерастут в огромные куски счастья для репатриантов и для всех других, кто хочет вернуться в Абхазию, а также для всех нас, кто живет здесь постоянно или непостоянно и любит нашу землю бескорыстно. Пускай мы переполнимся этим счастьем и забудем про все свои плохие дела, про воровство, про наркотики, про распри, про политическое противостояние, про чиновничью и иную жадность. И будем по-настоящему счастливы.

Заира Цвижба

Газета "Республика Абхазия"

Фото: Sputnik Абхазия




Количество показов: 929
Короткая ссылка на новость: http://www.aiaaira.com/~ngjwD
 






  ВИДЕО ДНЯ   






Последние комментарии

Дежурная часть - детский сад, позор!
Пошли другим путем.. Если гражданам РФ нельзя приобретать недвижимость в Абхазии, то надо стать гражданином РА и нет проблем!!! Гора все ...
А какой шум-крик подняли в соц сетях. Кричали караул, что за елка, что за ужас....обвиняли в чем-то только можно, а ведь банально можно б...
У многих антихаджимбистов после этих слов желчь и злоба просто повылазили со всех щелей, дошли до того, что Хлопонина стали обвинять во в...
Если удастся реализовать данную инициативу, думаю получится красочное зрелищное шоу наподобие Апсныстар. Желаю успехов!
 


яндекс.ћетрика яндекс цитировани€. Проверка сайта